Вулканизм: прошлое и будущее  

Это было и будет

Вулканы издревле внушают человеку уважение и страх: вспомните, хотя бы, гибель Помпеи.
Тем не менее, люди продолжают жить вблизи вулканов, не только спящих, но и действующих. Их привлекают плодородные земли, щедро удобренные вулканическим пеплом, различные подземные источники, доступность стройматериалов и другие факторы. А мешают уехать проблемы, связанные с переселением.
Но, главное: надежда, что «на мой век хватит, а потом – хоть трава не расти»!

В настоящий момент на сухопутной части Земли насчитывается порядка 500 вулканов. Из них, около 30 размещаются на маленькой Исландии, больше, чем в любом другом вулканическом регионе. За предыдущие два столетия они извергались десятки раз. Неужели никогда не выбрасывали в воздух тучи пепла? И, в других вулканически активных зонах тоже регулярно происходили извержения. Например, катастрофические взрывы вулканов Мон-Пеле или Кракатау, унесшие тысячи жизней.
Почему же сейчас извержение Эйяфьятлайокудля привлекло такое внимание? Потому что только недавно авиаперевозки стали массовым видом транспорта. Надо думать, пару веков назад в небесах было гораздо свободней. И, не было ТВ и Интернета, демонстрирующих подробности извержения на весь мир. А сейчас, закрылись сотни аэропортов, в них застряли миллионы людей, авиакомпании понесли огромные убытки – проблема приобрела глобальный характер.
Что же делать? Ограничить авиатранспорт? Но, этот вулкан с трудным названием – далеко не единственный. В Исландии, в любом другом месте они могут взрываться вновь и вновь. И, «закупоривать» вулканы люди пока не научились.
А выход только один: весь риск возьмёт на себя пассажир. Хотите добраться до места быстро и комфортно? Платите за риск, не только собственный, но и авиакомпании.
Цены взлетят выше пепла!

О будущем

Самолёты не вытеснят сухопутный и морской транспорт, но их количество будет неуклонно расти. К организованным перевозчикам уже сейчас добавляются «частники»: скоро люди будут летать из «спальных» пригородов в мегаполисы на воздушных такси или собственных шлюпках.
От этого толчея в небе не уменьшится, и дисциплина не прибавится. Хотя в трёхмерном небе больше места, чем на плоской дороге, все равно найдутся «лайнеры», игнорирующие любые правила и законы. Всевозможные воздушные препятствия могут возникнуть и вследствие естественных условий, и промышленных загрязнений, как раз – над городами. Какой урон воздушному транспорту мегаполиса будущего сможет нанести, например, крупный пожар?

Проблема загрязнения имеет ещё один аспект – научно-моральный. В последнее время СМИ, опираясь на мнения и гипотезы учёных, пугают читателей и зрителей различными вариантами скорого Апокалипсиса. То ли упадет большой астероид, то ли начнётся цикл разрушительных извержений и землетрясений, то ли техногенных катастроф, то ли ещё чего?
Во-первых, кто сказал, что это погубит цивилизацию? Вулкан Эйяфьятлайокудль выбросил в атмосферу значительно больше пепла, чем получилось при взрыве Тунгусского метеорита, и, неизвестно, сколько он будет извергать ещё? И произошло это вблизи густонаселённой Европы, а не в далекой сибирской тайге. В результате, пострадали только авиаперевозки, да и то – ненадолго.
Во-вторых, учёным, возможно, выгодно нагнетать панику: лучше переоценить опасность, чем недооценить, да и финансирование будет лучше. Но, что будут думать люди, поверившие в скорый Конец Света? Найдутся такие, кто скажет себе: «Раз уж мне суждено скоро сгореть в адском пламени, так я проживу последние годы или месяцы в своё удовольствие»! И будут жить, игнорируя жизнь других – наступит полный Хаос.

Человечеству скорее грозит самоуничтожение, нежели внешние катаклизмы.

Дальше: Советы дачникам

МУХОДРЯНСК
ГАЛЕРЕЯ
ГАЗЕТА


Использованы материалы: Хорт Раст. Вулканы и вулканизм. Москва. МИР. 1982.

grisha61.narod.ru

Hosted by uCoz